По заказу "Агентство 77 регион" ©
Автор Аркадий Нормалов

Эволюция в торговле - рынки, торговые центры, маркетплейсы...




Современный рынок товаров и услуг в России развивается очень быстро. За последние 30 лет произошли значительные изменения в торговле, появились новые формы обслуживания покупателей, многие привычные формы существенно трансформировались. Появление новых технологий в маркетинге, логистике, обработке цифровых данных, приводит к модернизации, многое тестируется и достаточно быстро внедряется для получения оптимального эффекта. К тому же торговля всегда была конкурентным бизнесом, и внедрение новаций, вынужденная необходимость в конкурентной борьбе.

Рынки, торговые центры, Интернет-магазины, маркетплейсы с ПВЗ (пункты выдачи заказов) и прямой курьерской доставкой, все эти формы торговли находят свою нишу и умудряются распределять покупателей между собой.

Рынки

Самая древняя форма взаимодействия покупателей и продавцов, не теряет актуальности и в настоящее время. В начале 90-х годов появилась необходимость каким-то образом упорядочить хаотичную торговлю. Повсеместно стали появляться рынки. Деградация ранее существовавших каналов распределения товаров привела к росту популярности этой формы торговли у покупателей.

Конкурируя между собой, рынки пришли к специализации как по сегментам (опт, розница), так и товарным направлениям: строительные, продуктовые, автомобильные, бытовой техники и электроники, и т.д. Тем самым стали формироваться существенные различия между рынками, а необходимость улучшений для обслуживания покупателей стала приводить к строительству специализированных мест экспозиции и отгрузки товаров.

Однако с развитием экономики России и повышением уровня доходов населения, появлением новых форм торговли, рынки стали терять свою популярность. Все больше людей предпочитали покупать товары в точках продаж с более широким ассортиментом и комфортной обстановкой. Кроме того, рынки стали ассоциироваться с низким качеством товаров, отсутствием гарантий и проблемами с безопасностью.

Тем не менее роль специализированных рынков нельзя преуменьшать, в некоторых локациях такие рынки предоставляют наиболее удобные для покупателей условия торговли, в сравнении с другими формами.

Торговые центры

Трансформация некоторых рынков, строительство специализированных зданий, наполнение их сопутствующей инфраструктурой привлекающей покупателей (парковки, фудкорты, кинотеатры, зоны отдых, игротеки, катки и т.п.), а также приход крупных международных торговых компаний на российский рынок, которые выдвигали определенные требования к параметрам объектов размещения своих магазинов, привело к буму строительства торговых центров в начале 2000-х годов.

Существенный и разнообразный набор предложений в торговых центрах для покупателей, комфортная среда, не зависящая от погодных условий, сделали торговые центры местами притяжения посетителей. Также, некоторые крупные популярные торговые центры стали местом проведения различных мероприятий, таких как концерты, выставки, презентации и т.д. Люди стремятся посещать торговые центры не только для совершения покупок, но и для проведения досуга, а это в свою очередь увеличивает трафик посетителей, многие их которых осуществляют дополнительные покупки вне целей своего посещения торгового центра.

Маркетплейсы

С развитием Интернета, возможностей подключения индивидуальных пользователей и повышением скорости передачи данных, стала активно развиваться электронная коммерция. Изначально стали распространяться Интернет-магазины, отдельных торговых компаний и поставщиков. Интернет в основном использовался для доведения информации о товаре и продавце до покупателя, с целью побудить его к посещению оффлайн (стационарной) торговой точки продавца. Появление агрегаторов, которые собирали информацию из различных источников (Интернет-магазинов) и позволяли сравнивать ассортимент и цены на одной Интернет площадке сделало выбор товаров более удобным для покупателей. Но оставалась необходимость контактировать с каждым продавцом отдельно, если покупатель пытался приобрести некоторый набор разнородных товаров. Эту проблему решили маркетплейсы, которые сделали свои сервисы единой точкой взаимодействия с покупателем.

Маркетплейсы существенно повлияли на торговлю в России. Они позволили многим предпринимателям продавать свои товары без необходимости арендовать магазины или торговые площади. Благодаря маркетплейсам, малые и средние предприятия получили доступ к большому количеству потребителей и стали конкурировать с крупными компаниями.

Существенным стимулом привлечения покупателей стала организация маркетплейсами системы доставки товаров непосредственно до потребителя, в удобные для получения места: в ПВЗ (пункты выдачи заказа), курьерская доставка по согласованному адресу, почтовые отправления, доставка через постаматы.

Перспективные решения

Вендинг - продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов). Несмотря на то, что торговые автоматы используются уже достаточно давно, и заняли свою нишу, но потенциал такого способа торговли во многом еще не реализован. Большинство торговых автоматов используются либо для торговли монопродуктом, или предлагают покупателю очень ограниченный перечень товарного ассортимента. Стоимость торговых автоматов достаточно высока, но антивандальная защита еще на невысоком уровне. Это делает нерентабельным торговлю многими товарами в подобного рода точках продаж. Повышение защищенности, снижение стоимости автоматов, а также возможность существенного расширения предлагаемого ассортимента товаров, позволит этому способу продаж занять лидирующие позиции в точках удобных для покупателей.

Автоматизированные точки продаж, самообслуживания (без присутствия персонала, продавцов, кассиров, охранников) - уже внедряются полные или частичные схемы автоматизации в точках продаж. Частичная схема, внедряемая во многих супермаркетах и гипермаркетах, предполагает самостоятельную обработку покупателем товаров при оплате на автоматизированных кассах (без участия кассира). Современные технологии уже позволяют полностью автоматизировать процесс продажи, от момента идентификации покупателя (например, по лицу или другим биометрическим параметрам), через отслеживание движения товара по встроенным меткам (чипы или радиометки), до списания оплаты с расчетного счета покупателя. Уже существуют в некоторых странах и проходят тестирования магазины-боксы, в которых покупатель полностью самообслуживается и обработка всех операций автоматизирована с помощью информационных технологий.

MLM (multilevel marketing - многоуровневый или сетевой маркетинг) - основан на принципе распространения товара посредством личных продаж, где каждый участник цепи продвижения товара является (или может являться) потребителем этого товара. Фактически распространение информации о товаре происходит по "сарафанному радио" - сам попробовал, теперь рекомендую друзьям и знакомым. Для стимулирования деятельности потребителей по дальнейшему распространению товара, а не только личного потребления, многие бренды выстраивают определенную иерархию и вводят мотивацию для участников цепочки продаж. Несмотря на некоторый негатив, который сопровождает сетевой маркетинг из-за его навязчивости, перспективы у этого способа торговли еще не раскрыты в полной мере.

Выводы

Развитие технологий, и появление новых запросов по уровню сервиса у участников торговых операций, приводит к появлению новых форм торговли, совершенствованию уже существующих. Каждая форма торговли имеет определенные преимущества в некоторых нишах, что позволяет соседствовать разным формам торговли на рынке. Определенные виды товаров оптимальнее и правильнее продавать только в непосредственном контакте продавца с покупателем, а некоторые, которые обладают стабильными потребительскими характеристиками, могут реализовываться без прямого непосредственного контакта между продавцом и покупателем. Поэтому будет формироваться и усиливаться специализация различных форм торговли в зависимости от типов товаров, сегментов торговой деятельности.