В современном динамичном мире коммерческая организация (и не только коммерческая) должна быть постоянно в движении. Это диктуется факторами, которые на нее влияют: конкуренция, налоговые изменения, изменение рыночной конъюнктуры и другие. Для этого постоянного движения необходимо направление, вектор, который бы обозначил, то к чему мы, собственно, стремимся, результат который хотим получить.
Такой вектор задается целеполаганием, которое является одной из главных функций в менеджменте. По-другому, целеполагание - это исходный момент в деятельности менеджмента любой организации.
Целеполагание имеет свою иерархию:
Начальной точкой в целеполагании является определение миссии. Миссия – это генеральная цель организации, характеризующая, что представляет собой организация, зачем она существует и каково ее место. Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направлены усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.
В цепочке целеполагания организации миссия должна переводиться в конкретные цели в тех областях деятельности, от которых зависит ее успех. В конечном счете, цели должны быть доведены до конкретных исполнителей в виде непосредственных производственных задач.
Вот несколько примеров удачного формирования миссии:
Из миссии вытекают крупные стратегические цели организации и более мелкие, но наиболее конкретизированные.
Цель - это четко и однозначно определенное, желаемое состояние организации или результата ее поведения, выраженные в конкретных критериях и параметрах. То есть другими словами, цель - это представляемый конечный результат, на который направлены все усилия и ресурсы организации.
В зависимости от критерия можно обозначить различные виды целей:
Классификация целей
Критерий | Виды целей |
---|---|
Содержание | Организационные, экономические, политические, научные, социальные, экологические |
Измеримость | Количественные, качественные |
Повторяемость | Постоянные, разовые |
По значимости | Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные |
Иерархия | Цели организации, структурных подразделений |
Сфера действия | Маркетинговые, производственные, инновационные, кадровые, административные, финансовые |
Конкретизация | Неоперациональные, операциональные |
Среда | Внутренние, внешние |
Приоритетность | Особо приоритетные, приоритетные, прочие |
Характер | Коммерческие, некоммерческие |
Достижимость | Фантастические, реальные |
По уровню | Общие, специфические |
При формировании целей на различных этапах особое внимание нужно уделять именно правильному формулированию целей, так как именно из них будут создаваться конкретные стратегии.
Дж. Моррисей сформулировал следующие признаки, которые характеризуют корректную формулировку цели:
Целям присущи три важных свойства:
Итак, с обозначением главных свойств целей подходим непосредственно к методу формирования целей – «дерево целей».
Дерево целей организации
В ходе построения дерева производится структуризация целей, выявляются связи между целями и средствами их достижения. Главная цель разбивается на несколько целей (причем необходимо делать это максимально полно), достижение каждой из которых позволяет организации продвинуться к достижению главной цели. Каждая из целей второго ряда в свою очередь разбивается на еще более четкие и конкретные задачи.
Задача – это определенная последовательность заданий, исполнение которых приводит к достижению поставленной цели. В задачи входит конкретный временной промежуток, отведенный на исполнение. В ней также обозначен конечный необходимый результат. В данном случае задача это конкретная операция. Исполнение несколько таких операций и приводит к достижению цели. Например, наша цель выход на новые рынки сбыта. Для выполнения мы делим ее на пошаговые задачи: анализ нового рынка, поиск каналов сбыта, выработка конкурентного предложения и так далее. Решив эти задачи, мы выполняем поставленную цель.
Не большие задачи (операции) в процессе выполнения можно контролировать и в случае необходимости корректировать. Задачи это конкретный план выполнения цели.
Целеполагание требует от менеджера определить, всю иерархию начиная от миссии организации и заканчивая конкретными задачами. Важно понимать, что на каждом этапе развития организации (начиная с ее планирования) существует своя группа целей. При основании могут быть обозначены такие цели как выявление рынков потребителей продукции, поиск новых каналов сбыта, создание дилерской сети, налаживание поставок материалов и другие. В процессе развития организации появляются новые цели. К примеру, цель роста продаж или занятие конкретной доли рынка.
Цель организации необходима, так как она задает ей общий вектор движения. Этот вектор может меняться, корректироваться, но он всегда должен быть.
Кроме того, наличие целей на самых разных уровнях производства создает важное взаимодействие всех отделов организации.
Таким образом, цели создают основу для плана, с одной стороны, и являются руководством к действию для управления - с другой.
Однако необходимо помнить, что, если цели плохо или неверно определены, то это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации.
Источники: