Взаимодействие - это процесс непосредственного или косвенного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, который приводит к их взаимной обусловленности и связи.
Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. То есть взаимодействие влияет на оба субъекта. Субъектом взаимодействия может выступать не только отдельный человек, но и организация, различные социальные группы вплоть до государства в целом.
Сегодняшний бизнес, существующий в системе рыночных отношений, предполагает наличие специфических форм и способов взаимодействия между различными структурами, организациями и отдельными людьми. Поэтому для него важны не только взаимодействия между компанией и государством, но и взаимодействия человека с человеком, человека с компанией и человека с государством. Любое из перечисленных взаимодействий может, так или иначе, влиять на бизнес. Поэтому важно понимать эти схемы взаимодействия.
В процессе производства и потребления, материальных благ люди вступают в определенные взаимодействия. Характер и содержание взаимодействия во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия, целями, преследуемыми конкретными людьми, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе.
Способы проявления взаимодействий между человеком и человеком настолько разнообразны, что их совершенно невозможно свести к определенной классификации. Однако при всем разнообразии они сохраняют два основных организационных признака:
во-первых, всегда существует некий предмет, по поводу которого строится взаимодействие (это может товар, какая-либо услуга или информация); во-вторых, это взаимодействие происходит на личностном уровне.
Взаимодействие человека с человеком - это взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.
Но личностный фактор взаимодействия оказывается подчиненным определенной задаче (причине их взаимодействия), которую субъекты должны вместе решать. Причина взаимодействия может лежать в экономической сфере, политической, производственной, духовной и так далее.
Так, производственные отношения возникают при взаимодействии в процессе хозяйственной деятельности, производстве товаров, услуг, информации. Политические взаимодействия это область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения. Духовное взаимодействие это область создания и освоения, духовных благ (мораль, искусство, взаимодействие в рамках научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений).
Взаимодействие человека и компании имеет ряд своих особенностей. Нужно отметить, что это очень сложный и многоплановый процесс.
Каждый человек, находясь в организацию, сталкивается с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением. Многие коллизии возникают и в организационном окружении, так как оно обязательно претерпевает деформации и изменения с появлением нового члена в компании. В литературе преобладает мнение, что взаимодействие человека и компании это зачастую малоустойчивое взаимодействие, что проявляется в возникновении напряжения в отношениях между человеком и организацией.
В основе этого напряжения лежат два момента:
Можно выделить два подхода к организации взаимодействия между человеком и организацией.
Человек подбирается для выполнения определенной работы или функции | Работа или функция подбирается для человека |
---|---|
|
|
При первом подходе человек подбирается для выполнения определенной работы, осуществления определенной функции, то есть для исполнения определенной роли в организации. При втором подходе работа подбирается человеку таким образом, чтобы она лучше всего соответствовала его возможностям и его претензиям на определенное место в организации.
Первый подход является традиционным и наиболее распространенным в современной практике. Второй подход также имеет практическую реализацию, но преимущественно в рамках японского типа управления. При этом, несмотря на повышенную сложность реализации второго подхода, наблюдается тенденция к расширению использования в практике менеджмента ряда его идей и элементов. Ключевым условием, которое делает возможным использование элементов второго подхода, является групповая форма организации труда. Многие авторы считают, что в большинстве компаний сложились базовые основы для распространения принципов второго подхода и переход в некоторых моментах от индивидуального способа организации взаимодействия к групповому.
Помимо, взаимодействия человека и организации есть взаимодействие руководителя и подчиненного в рамках этой организации (стиль управления).
Авторитарный стиль управления - совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели. Авторитарный руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения. При автократическом стиле руководства неизбежны пассивность исполнителей, их заискивание, скрытность, угодничество, самоизоляция. Авторитарный стиль управления может быть эффективен в экстремальных ситуациях или в условиях низкой трудовой дисциплины.
Демократический стиль управления - совокупность приемов, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных.
Демократический стиль - наиболее подходящий для формирования командных взаимоотношений, поскольку формирует доброжелательность и открытость взаимоотношений как между руководителем и подчиненным, так и между самими подчиненными. Этот стиль в максимальной степени сочетает в себе методы убеждения и принуждения, помогает установить эффективную коммуникацию между руководителем и подчиненным. К негативным последствиям использования демократического стиля следует отнести дополнительные затраты времени на обсуждение проблемы, что в экстремальных условиях можно резко снизить эффективность управления.
Либеральный стиль управления - совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их выполнение. Руководитель, предпочитающий делегирующий стиль, предоставляет подчиненным практически полную свободу.
Либеральный стиль рассчитан на руководителей, которые хорошо ориентируются в ситуации и умеют распознавать уровни зрелости сотрудников, передавая им только те обязанности, с которыми они могут справиться. Речь о делегировании может идти только в том случае, если это высокоэффективные коллективы и если те, кому передается право самостоятельного решения проблемы, являются специалистами высокого класса.
Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
При взаимодействии с государством человек, прежде всего, оценивает, насколько оно соответствует или не соответствует его представлениям о справедливом общественном строе. В одном случае они готовы поддерживать его, в другом – пассивно реагировать на его действия, в третьем – противостоять ему. Это отношение зависит от того, создает ли государство условия, благоприятные для человеческого существования, строит ли оно систему взаимоотношений на уважении к правам человека, учитывает ли мнения людей и их желание соучаствовать в управлении. Государство либо занимает авторитарную позицию, диктуя свою волю, либо реализует открытый способ организации взаимодействия, через выборы, референдумы, привлечением граждан к обсуждению конкретных законопроектов.
Все описанные выше взаимодействия влияют на бизнес, но непосредственное влияние на него оказывает прямое взаимодействие компании и государства.
Перед государством стоят серьезные социальные задачи, в решении которых активно может участвовать бизнес на определенных условиях. Поэтому особое значение приобретает формирование легальных, взаимовыгодных форм взаимодействия государства и частного бизнеса.
В развитых странах широко применяют особую форму взаимодействия государства и частного бизнеса. Эта особая форма партнерства, обозначаемая термином Public Private Partnership (PPP). В российской литературе применяется термин государственно-частное партнерство, исходя из четкого определения ведущей роли государства в российских реалиях.
Данная форма основывается на ослаблении прямого воздействия государства в экономике, передаче функциональных полномочий частному сектору. Государство - это некое агентство по реализации общественно значимых благ и услуг. Некоторые части этих благ оно может производить самостоятельно, а остальное путем привлечения возможностей и способностей частного сектора. Бизнес как бы приглашается в управление госактивами для улучшения и качественной реализации государственных проектов. Как государство, так и бизнес обладают ресурсами, доступ к которым может быть полезен и выгоден другой стороне. Государство располагает экономическими, политическими, административными и информационными ресурсами, а бизнес – финансовыми, экспертными и инновационными. В рамках партнерской модели обмен этими ресурсами является основой взаимодействия власти и бизнеса.
В условиях такого сотрудничество прописывается изначально вложения сторон (какие ресурсы, размеры, сроки), доля каждого участника, что получает от проекта бизнес. Это своеобразная гарантия для бизнеса, подтвержденная юридически. Как правило, государственно-частное партнерство используется при строительстве инфраструктуры (дороги, аэропорты), разработки новых месторождений. Бизнес получает от государства возможность участвовать в долгосрочных проектах с четко определенными правилами, уменьшение налоговой нагрузки, ограничение различных бюрократических проволочек.
Кроме того, бизнес взаимодействует с государством посредством бизнес-объединений. Например, в восточноевропейских государствах, в том числе и в России, есть союзы промышленников. Союзы могут быть как отраслевые, так и общие. Основной задачей таких объединений является повышение эффективности участия бизнеса в отстаивание общей позиции во взаимоотношениях с властью.
Еще одной из форм взаимодействия государства с бизнесом является налоговая политика.
Налоговая политика – это один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы. С ее помощью государство стимулирует определенные отрасли, направления, делая налоговые льготы, послабления. К примеру, для разработки новых месторождений, которые стребуют долгосрочных вложений.
Все рассмотренные схемы взаимодействия связаны друг с другом. Очевидно, что для человека взаимодействие с государством влияет на его взаимодействие с другим человеком (у каждого есть определенные «социальные роли»). И бизнес не может не брать во внимание взаимоотношения человека и государства, которые сказываются на его взаимоотношениях с государством с одной стороны и работником с другой.
Источники: