Информационное пространство имеет большое значение для эффективного развития предприятия. Небезосновательно современный период именуют информационным веком.
Правильно организованные прием, хранение и обработка данных позволяют оценить состояние дел компании, производить планирование на ближайшее будущее и оценку дальнейших перспектив, своевременно принимать решения об изменении политики ведения бизнеса.
Информационное пространство представляет собой совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также сами технологии, обеспечивающие это взаимодействие. Имеет своим центром субъект, который в процессе своей деятельности создает информацию, присваивает ее, накапливает и передает. Таким субъектом может выступать человек, компания, любой специалист или отдел в компании, органы государственного управления.
Принципиальная особенность информационного пространства заключается в том, что его возникновение и развитие всецело связано с деятельностью общественного субъекта (общества в целом, социальной группы, индивида).
Информационное пространство организации - это совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем.
Основными компонентами информационного пространства являются:
Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации; документы и массивы документов, отдельные и в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и знаний и так далее).
Информационные ресурсы можно классифицировать следующим образом:
Информационная инфраструктура – это организация взаимодействия информационных потоков. Теперь подходим к важному элементу информационного пространства – информационным потокам. Информационными потоками называют физические перемещения информации между субъектами.
Виды информационных потоков.
Вертикальные потоки информации обычно связаны снизу вверх с отчетностью исполнителей, начальников отделов вышестоящим менеджерам, с верху вниз – управленческие решения. Горизонтальные потоки существуют в равной мере внутри отдела или между отделами и не связаны с передачей информации вверх или вниз по служебной лестнице.
Для горизонтальных потоков характерно совместное использование информации. Здесь может быть и обмен информации при взаимодействии отдельных сотрудников и целых отделов. Может оказаться так, что лишь часть данных потоков используется в работе по установленным правилам. Остальная часть этих потоков может циркулировать свободно и использоваться при неформальных отношениях между сотрудниками, но в интересах дела (ряд авторов считают, что эта часть потоков информации способствует улучшению результатов деятельности организации).
Источники информации могут быть как внутренними, так и внешними. В качестве внут-ренних для предприятия источников информации выступают:
К внешним источникам информации относятся:
Среди инструментов по информационному взаимодействию, можно отметить телефонную корпоративную связь, почту, специальные программы для удаленной работы. Например, сбор с помощью портативного устройства (планшета) заявок торговым представителем или другим удаленным сотрудником. При этом устройство подключается к общей базе товара и формирует заявку (которая поступает в отдел доставки) на доставку в магазин конкретных позиций из прайса.
Большое значение в информационном пространстве организации имеет документ и документооборот в целом. Документ - это зафиксированная на материальном носителе информация, которая имеет реквизиты, позволяющие ее идентифицировать, и которая предназначена для передачи во времени и в пространстве в целях использования и хранения. То есть документ призван зафиксировать информацию и придать ей юридическую силу. Документ появляется в процессе деятельности предприятия в финансовой, кадровой, юридической, производственной и иных сферах.
Документооборот - это движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения или отправки. Главное правило документооборота - оперативное движение документов по необходимому пути с минимальными затратами времени и труда.
Четко организованный доступ к документу обеспечивает возможность его оперативного применения в текущей деятельности и защищает компанию от возможного ущерба в результате его несанкционированного использования. Все названные аспекты работы с документами образуют систему внутреннего документооборота компании.
В эту систему включается и график документооборота. Это схема, которая характеризует процедуру перемещения первичных документов в организации от момента их создания до момента передачи на хранение. График должен устанавливать рациональный документооборот, то есть предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей (которые имеют отношение к конкретному документу) для прохождения каждого первичного документа, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.
Для улучшения документооборота современные компании активно внедряют такой инструмент, как электронный документооборот.
Электронный документооборот - это система ведения документации, при которой весь массив создаваемых, передаваемых и хранимых документов поддерживается с помощью информационно-коммуникационных технологий на компьютерах, объединенных в сетевую структуру, предусматривающую возможность формирования и ведения распределенной базы данных. При этом не отрицается использование бумажных документов, но приоритетным признается электронный документ, создаваемый, корректируемый и хранимый в компьютере.
Электронный документооборот представляет собой единый механизм по работе с документами, представленными в электронном виде, с реализацией концепции «безбумажного делопроизводства». Системы документооборота хранят документы, ведут их историю, обеспечивают их движение по организации и позволяют отслеживать выполнение технических процессов, к которым эти документы имеют отношение.
Среди таких систем можно выделить:
Можно назвать следующие системы представленные на рынке, наиболее отвечающие современным требованиям:
Также необходимо обозначить и системы, предназначенные только для электронного документооборота (СЭД). Большинство экспертов указывают, что сегодня обязательными элементами СЭД стали:
DMS (Document Management System) - хранение и доступ к файлам; быстрый просмотр документов; разграничение прав доступа; ведение протокола доступа и контроль; отслеживание истории обработки документов; управление версиями.
Groupware - создание удобной среды доступа к разнородной информации и организация групповой работы с ней.
СЭД обязательно включает модуль автоматизации работы канцелярии в соответствии с особенностями российского делопроизводства (имеется в виду работа с входящими, исходящими, организационно-распорядительными и внутренними документами). В СЭД могут входить модули автоматизации работы с договорами, обращениями граждан, модуль автоматизации работы секретариата при подготовке и проведении совещаний и так далее.
Одним из трендов в системах СЭД является использование для работы с документами систем класса ECM. ECM-системы дают возможность работать не только с документами, которые сегодня являются лишь малой частью корпоративного контента, но и с любыми другими видами данных: сообщениями электронной почты, графическими изображениями, фотографиями, аудио и видео файлами, web-страницами, файловыми системами, оцифрованными материалами. Помимо инструментов для сбора, управления, накопления, хранения и доставки информации, ECM-системы обладают средствами потоковой загрузки контента, управления web-сайтами, правами доступа, безопасного корпоративного поиска.
Кроме того, стоит отметить и систему SaaS управление цифровым контентом. В этой системе все документы находятся на удаленном сервере, и доступ к ним осуществляется через сеть интернет, что требует надежности и безопасности соединения.
Среди наиболее распространенных в России СЭД следующие: Directum, DocsVision, Globus Professional, PayDox, 1С:Документооборот, Босс-референт, ДЕЛО, ЕВФРАТ, МОТИВ.
Электронный документооборот имеет определенные преимущества:
Но самое главное электронный документооборот органично вписывается в создание единого информационного пространства.
Основная цель при создании единого информационного пространства компании – организация для каждого пользователя (должностного лица) единой платформы для получения разнообразной информации из различных корпоративных источников данных необходимых для его работы. Это позволяет объединить, структурировать и обеспечить функционирование и развитие единого информационного пространства.
Другими словами, вследствие интеграции корпоративных ресурсов создается единое информационное пространство, доступ к которому предоставляет единый общий ресурс - информационный портал предприятия. Таким интегрированным инструментом может быть корпоративный сайт (для внутреннего пользования), либо любая другая программа, объединяющая разрозненные филиалы и подразделения. Корпоративные информационные порталы могут быть горизонтальными (охватывающими весь объем информации, приложений и процессов предприятия) или вертикальными (сосредоточенными на специфическом бизнес-процессе, функции или приложении).
К примеру, крупная российская компания, предоставляющая услуги связи, создала для финансовых служб, бухгалтерии и всем имеющим отношение к финансам единую базу данных с вносимыми документами, расчетами, сметами. В рамках этой программы происходит утверждение и согласование финансовых документов.
В зависимости от нужд предприятия портал может быть гибко настроен под определенные задачи, например такие, как:
Значение информационного пространства для организации сложно переоценить. Так как сюда входит информация и различные документы, относящиеся к финансам, производству, логистики, общему управлению и прочее. Поэтому формирование документооборота (графика, процедуры), управление информационными потоками, создание единого информационного пространства жизненно важно для любой организации.
Источники: