Статья написана по заказу "Агентство 77 регион" © | 2013 |

Индексы



Процесс управления представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех любого мероприятия. В коммерческой компании руководителям очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, на сколько оптимально принятое решение, будет зависить конечный финансовый результат деятельности предприятия.

В таких ситуациях прогнозирование может быть отправной точкой в процессе принятия управленческого решения. Но для прогнозирования необходимы инструменты, которые покажут не только текущее состояние компании, но и позволят увидеть динамику изменений по выбранным показателям. Таким инструментом являются индексы.

Индексы широко применяются в различных масштабах, как для оценки компании, так и для оценки социально-экономического состояния государства.

Индекс многозначный термин, используемый для характеристики состояния и (или) изменения некоторого явления. Если говорить широко, то индекс – это относительная величина, характеризующая изменение того или иного фактора во времени. В качестве примера индекса можно привести индекс цен. Его изменение показывают рост или падение цен на определенный товар или группы товаров. И здесь важна не отдельно взятая цифра (она даст мало информации), а группа данных за определенные периоды (за месяц, за год и т. д.) Тогда у нас есть возможность сравнить и выявить определенные тенденции. Например, тенденцию стабильного роста/падения или замедления одного из состояний.

Два типа индексов представляют наибольший интерес для анализа экономической деятельности: простые, или индивидуальные и общие, или агрегатные.

Индивидуальные индексы характеризуют соотношение отдельных элементов. Примером индивидуальных индексов может быть процент выполнения плана или динамика выпуска одного вида продукции. Для расчета индекса необходимо определить, какой показатель будет базисным и относительно какого периода будем сравнивать текущий период.

Индекс цен рассчитывается по такой формуле:


Иллюстрация


где р1 и р0 – цена единицы продукции в отчетном и базисном периодах.

Если мы, например, строим индекс изменения цен на хлеб в течение 2012 года, то базисные цены берем за декабрь 2011 года. А текущий период берем уже по месяцам: январь, февраль, март и т. д. Все их сравниваем с базисным, т. е. декабрем 2011 года. В итоге получается динамика изменения цен на хлеб в течение всего года. К индивидуальным индексам относятся индексы физического объема, производства определенного продукта. Благодаря этим данным мы имеем представление о характере и тенденции изменений в цене, в объеме относительно базисного периода.

Общие индексы характеризуют соотношение совокупности статистических процессов или явлений, состоящей из разнородных, непосредственно несоизмеримых элементов. Для определения общей стоимости различных видов продукции в качестве со измерителя используется обычно цена за единицу продукции, для определения общей себестоимости или производственных затрат – себестоимость единицы продукции, общих затрат труда – затраты труда на производство единицы продукции и т. д.

Общее изменение товарооборота от стоимости проданных товаров можно определять, сопоставив общую стоимость проданных товаров в отчетном периоде по ценам отчетного периода с общей стоимостью проданных товаров в базисном периоде по ценам базисного периода.

Формула общего индекса товарооборота:


Иллюстрация


где p1 и р0 – единицы реализованных товаров в отчетном и базисном периодах; q1 – количество реализованных товаров в отчетном периоде.

Аналогично индексу товарооборота рассчитываются индексы продукции, потребления, индексы потребительских цен.

Приведенная выше формула индекса товарооборота называется агрегатной (от лат. aggrega – «присоединяю»). Агрегатными называются индексы, числители и знаменатели которых представляют собой суммы, произведения. Агрегатная формула индекса – основная и наиболее распространенная формула экономических индексов. Рассчитанный по этой формуле индекс показывает относительное изменение исследуемого экономического процесса. Причем эти данные индексом можно сравнивать с данными аналогичных индексов других компаний/стран.

Пример сравнения индексов потребительских цен России и Евросоюза.

Иллюстрация

Следует отметить, что исследовательская ценность индексов многократно возрастает при использовании групп индексов исследования какого либо объекта. Причем объектом может быть как предприятие, так и государство. Такой подход называется индексным методом. Его суть в том, что в рамках организации вычленяются различные показатели, которые в целом создают общую картину экономического состояния.

Для компании важны такие индексы как индекс себестоимости (показывает, насколько выросла себестоимость за отчетный период), индекс товарооборота (показывающий объем реализации товара), индекс производительности труда (показывающее количество продукции, произведенной в единицу времени), индекс выполнения плана (сопоставление фактических и плановых показателей).

Одним из важных индексов характеризующий деятельность организации является индекс финансовой активности. Под финансовой активностью пони¬маются определенные темпы роста финансовых ресурсов предприятия. Финансовая деятельность – это средство для обеспечения инвестиционной и операционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами. Предприятие должно развиваться, поэтому масштабы притоков и оттоков по финансовой деятельности должны возрастать при сохранении достаточного уровня ликвидности средств предприятия, и в то же время темпы роста притоков должны быть больше темпов роста оттоков. Это условие обеспечивает эффективное вложение средств. В компании суммируют все приходы (инвестиции, прибыль) и расходы (выплаты по кредитам, текущие производственные затраты и другое). Суммирование происходит по текущему и базовому периоду. График индекса дает важную информацию финансовой активности (увеличении активности, замедлении). Если вы видите уменьшение, рост расходных операций, то это первый сигнал, что что-то не так. Далее важно проанализировать в каких областях происходит негативные изменения. Например, повышение индекса себестоимости при стабильном индексе цен, будет указывать на необходимость работы над уменьшением производственных расходов. А уменьшение индекса товарооборота при прочих положительных условиях (цена, себестоимость) указывает на меньшую конкурентоспособность ваших товаров. В этом случае необходимо активизировать маркетинговую деятельность предприятия.

Индексы как барометр дают ценную информацию здесь и сейчас, реагируя на малейшие изменения конъюнктуры, начинающихся производственных проблем и т. д. Любое негативное изменение индексов указывают на проблему и на необходимость ее решения. Помимо индексов различных направлений деятельности предприятий, есть и общие индексы (рейтинги) предприятий. Одним из таких важных рейтингов является кредитный рейтинг Standard & Poor's. Данный рейтинг выражает мнение Standard & Poor's относительно кредитоспособности эмитента (организации/государства) в целом либо его способности и готовности своевременно и в полном объеме выполнять конкретные финансовые обязательства. Данный кредитный рейтинг заслужил широкое признание инвесторов как удобный инструмент оценки качества кредитоспособности сейчас и в будущем.

Кредитный рейтинг выражается буквенными значениями «ААА», «АА», «А», «ВВВ» и т. д. Самое низкое значение D (был объявлен дефолт и S&P полагает, что эмитент откажется от выплат по большинству или по всем обязательствам), NR (рейтинг не присвоен). Для выставления рейтинга анализируется вся публичная информация, а так же если речь идет о компании, ей направляется специальная анкета.

В целом рейтинговое агентство исследует:

  1. активы;
  2. стабильность финансирования изучаемого предприятия (для этого используются различные соотношения ликвидности);
  3. соотношение между прибылью, дивидендами, капиталом, распределение прибыли между дивидендами и увеличением капитала (стоит отметить, что, как правило, солидная экономическая база служит основой для будущего роста и развития);
  4. риски;
  5. финансовая эффективность и анализ различных соотношений: издержек к капиталу, рентабельности, издержки сомнительных кредитов и др.

При этом присваивается еще и прогноз изменения рейтинга:

  1. Позитивный прогноз — возможно повышение рейтинга.
  2. Негативный прогноз — возможно понижение рейтинга.
  3. Стабильный прогноз — рейтинг, скорее всего, останется неизменным.
  4. Развивающийся прогноз — возможно как повышение, так и понижение рейтинга.

Присвоенный рейтинг государству постоянно просматривается и может измениться при определенных негативных событиях. Рейтинги же компаний заказываются владельцами этих компаний (чаще всего это банки). Так как наличие рейтинга, способствует большему доверию на международной арене. При изменении ситуации в компании, рейтинг также может быть оперативно изменен.

Вместе с тем нужно отметить, что любой индекс имеет субъективную составляющую, о чем не нужно забывать. Ведь на индекс влияют не только постоянно действующие факторы, но и единовременные. Несмотря на это, индексы остаются сильным инструментом в анализе текущего и прогнозируемого состояния для принятия важных решений.


Источники:

  1. forexaw.com
  2. ru.wikipedia.org
  3. grandars.ru
  4. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: учебник - М.: Финансы и статистика, 2004. - 655 с.
  5. Ковалевский Г.В. Индексный метод в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 237 с.