Статья написана по заказу "Агентство 77 регион" © | 2013 |

Идеология



Одной из технологий повышения эффективности персонала является идеология.

Идеология достаточно мощный инструмент, но имеет слабую практическую реализацию (в России). Идеология это механизм, который, имея довольно четкую структуру, может быть наполнен различным содержанием и использован в любой организации, где протекают социальные процессы – то есть в любой организации, где работают и взаимодействуют люди - будь то бизнес, религиозно-церковное образование, семья, какая-либо социальная группа, политическая партия или государственная структура.

В чем суть идеологии как механизма мотивации.

У человека есть обычные потребности: есть, спать, иметь полового партнера, заботиться о потомстве. Такие потребности подвигнут человека на многое, ради того, чтобы выжить и воспроизвестись, а это главные генетические программы, заложенные в инстинктах. Между тем, с тех пор, у человека появились и другие мотивы - уже собственно «человеческие»: свобода, развитие, постоянство, любовь, мудрость, мораль и так далее.

Поскольку их возникновение было обусловлено необходимостью управлять нижними, животными, мотивами, то и влияние они оказывают на них очень сильное. Так, например, ради вхождения в «высшее общество» человек считает возможным отказаться от рождения детей, ради спасения кого-либо из близких или окружающих жертвует своей жизнью. Таким образом, мотивы верхних уровней, по сути, есть идеи. А системы, сложенные из них - идеологии. То есть, идеология – это идеология как система базовых установок-убеждений.

Итак, получается, что идеологическая мотивация персонала базируется на мотивах верхних уровней и призвана обеспечить возвышенность стремлений работников, как то - честь фирмы, лояльность, трудовое рвение и прочее. Только за идею человек способен работать долго в тяжелых условиях.

Вообще, тема идеологии в бизнесе становиться достаточно популярной в последнее время, и это обусловлено, прежде всего, поиском новых концепций управления бизнесом.

Идеология как система базовых установок - убеждений и механизма их реализации существует в любой сложившейся организации. В случае если таких наборов несколько, – это может приводить к внутренним конфликтам и расколам в организации. Но в любом случае именно эти наборы убеждений и верований определяют корпоративную культуру, успешность и жизнеспособность компании.

Можно отметить следующие цели идеологии:

Если говорить в целом, то идеология позволяет достигать большей управляемости бизнеса меньшими усилиями. Идеология, объединяя сотрудников для достижения общих целей, становится конкурентным преимуществом на рынках труда и сбыта. При этом нет плохих и хороших идеологий – есть соответствующие и не соответствующие задачам собственника (создателя) организации и требованиям внешней среды.

Рассмотрим элементы идеологии компании:

Иллюстрация

Схема идеологии компании (ее элементы)

  1. ВИЖН - видение будущего компанией. Важный элемент, очень синхронизирует виденье будущего всего коллектива и компании. Важное значение имеет именно его «одинаковость» у организации и ее работников.
  2. Цели - это четко и однозначно определенное, желаемое состояние организации или результата ее поведения.
  3. Кодекс - очень интересный и важный документ. Это свод правил: что хорошо, что плохо, что запрещено; содержится описание разных аспектов - от норм поздравления сотрудников с днем рождения до дресс-кода. Действенность такого кодекса обеспечивается его включением в систему поощрений и наказаний, когда работник наказывается за вполне конкретные поступки на основании данного кодекса. То есть определенные поступки признаются всем коллективом недостойными на основании идеологических установок.
  4. Ценности - базовые ценности компании. При этом любая система ценностей компании должна быть сбалансирована с естественными личностными ценностями сотрудников (необходимо их совпадение).
  5. Миссия - генеральная цель организации, характеризующая, что представляет собой организация, зачем она существует и каково ее место.
  6. Продукт компании - важно для бизнеса понимать, что тот продукт, который создается, та ценность, которую компания предоставляет, является основой корпоративной идеологии.
  7. Описание целевой аудитории - организация. Необходимо понимать, для кого компания работает, кто является ее клиентами.

Формирование идеологии в компании имеет целый ряд разных инструментов (методы, способы, приемы, средства идеологического воздействия).

Основные инструменты формировании идеологии компании:

Эти инструменты присуще именно коммерческой организации.

В целом же существует несколько инструментов/механизмов формирования идеологии в различных социальных группах.

Главным механизмом воздействия, главным оружием идеологической обработки остается слово (текст). Как и много лет назад словом руководитель может вдохновить, повести за собой, мобилизовать людей. Словом можно воздействовать через печатную продукцию, через слухи, в виде приказов и распоряжений, просто описывая действительность. Именно по этому СМИ имеют такую силу. Информируя каждого гражданина страны о политической и культурной жизни, о состоянии экономики, заполняя его досуг, средства массовой информации оказывают влияние на весь строй мышления человека, стиль его мировосприятия, и оказывают идеологические воздействия (внушения).

Следующим важным механизмом является ритуал.

Формализованные шаблоны поведения, не несущие функциональной нагрузки сами по себе, но служащие для закрепления ментальных установок на поведенческом уровне (например, поднятие флага, совместный завтрак, корпоративные вечеринки, планерки по понедельникам и так далее) все, что создает строго обозначенное пространство с установленными внутри правилами становиться частью ритуального пространства социальной группы.

Кружки качества, регулярные планерки и тому подобное - это коллективное действо, позволяющее членам одного сообщества согласовать, привести в соответствие свою картину мира с единым коллективным «идеологическим» шаблоном.

Лозунги как метод оперативного и стратегического управления.

Быстрее, выше, сильнее. Изменить идеологию быстро достаточно сложно, раскрученный маховик обладает огромной инерцией и на его полное преобразование могут уйти годы. Относительно легко изменить или скорректировать ее части в тактической перспективе.

Важным инструментом подобных изменений может быть система лозунгов (слоганов в современной интерпретации). Лозунг как относительно короткое, запоминающееся послание, определяющее тактические приоритеты (пятилетку в три года, даешь днепрогэс, каждой семье отдельную квартиру, единство в разнообразии, разнообразие в единстве и прочее) является экономичным и легко воспринимаемым выражением пути к той возвышенной идее, которой является идеология. Лозунги показывают следующую остановку или корректируют направление движения на этом пути.

Кодекс как инструмент формирования идеологии.

Еще одним мощным средством идеологической обработки персонала, или другой группы становиться формализованный и действующий кодекс, свод правил. Один из ярких примеров такого инструмента служит многими забытый «Моральный кодекс строителей коммунизма». Согласно этим правилам участник социума должен вести себя. И его поступки, исходя из этих правил, либо заслуживают поощрения, либо наказания.

Участники группы признают правила кодекса. Например, для семьи это могут быть определенные устоявшиеся правила.

Рамки идеологии: мы и другие.

Необходимо отметить важность четкого разделения по принципу мы-они. Причем чем лучше описаны на различных уровнях эти общности, тем проще становиться управление идеологией. В ходе построения описаний следует соблюдать следующий принцип – чередовать общеизвестные или легкопроверяемые характеристики общностей субъективными или приписываемыми данным общностям качествами. За счет таких приемов можно создать очень реалистичные и действенные образы.

Нейролингвистическое программирование.

Механизмы моделирования в НЛП подразумевают выявление психических стратегий («нейро») - общих последовательностей мыслительных процессов и поведения исходя из этого процесса данного человека путем анализа его речевых выражений («лингвистическое») и невербальных реакций. Далее выявленные последовательности могут быть «навязаны» индивидуальному или массовому сознанию, побуждая отдельных индивидов и большие группы людей к запрограммированным реакциям. Причем эти реакции носят автоматический неосознанный характер. Например, рукопожатие при встрече (своеобразная программа нашего поведения). Мы реагируем на проблемы и воспринимаем новые идеи согласно тому типу психологических программ, которые создали внутри себя, - а эти программы далеко не одинаковы. Но с помощью новых правил поведения, какого-либо примера, можно ввести новую программу и новую реакцию.

В настоящее время НЛП является основным способом оформления сюжетов политической и торговой рекламы, он также активно применяется в психотерапии педагогике.

Идеология имеет большое значение в жизни любого сообщества. Именно идеология создает новый уровень мотивации его участников. Делает их максимально лояльными и готовыми к определенным трудностям. Такой инструмент создает монолитное или по-другому единое сообщество объединенной общей целью. Что делает такую организацию (компанию, государство или социальную группу) максимально конкурентоспособной.



Источники:

  1. Кубанейшвили А. Преобразование компании начните с корпоративной культуры // РЦБ. Управление персоналом, 2008.
  2. Российская кооперация, N37.: Идеология кооперативной торговли / Полозов В. 2006.
  3. http://hr-portal.ru/article/upravlenie-ideologiey-kompanii
  4. http://www.igtula.ru/ideologicheskaya-motivacziya-personala.-ntrs-model.html
  5. http://www.dragons-selfrealization-therapy.ru/Pages/Methods/method_9.html
  6. http://www.diplomatsvb.org/change/effective