Успешное функционирование любой организации всегда зависит от успешности выполняемых менеджментом функций. Основными функциями менеджмента являются планирование, организация, управление и контроль использования ресурсов. Причем, это любые ресурсы: финансовые, материальные, человеческие. Очевидно, что для реализации своих функций менеджерам необходима информация: полная, достоверная и своевременная. Необходима не просто информация, а информация систематизированная, проанализированная, интерпретированная и агрегированная (то есть объединение отдельных потоков информации в сводные данные, что дает возможность получить общую картину). В этом компании помогает контроллинг.
На сегодняшний день не существует однозначного определения понятия «контроллинг».
Ошибочно отождествлять «контроль» и «контроллинг». Контроллинг означает в первую очередь «управлять», «регулировать», и только в последнюю очередь «контролировать».
Для понимания значения контроллинга в компании, приведем такую таблицу.
Миссия менеджмента | Миссия контроллинга |
---|---|
Достижение целей компании через планирование, организацию, управление и контроль использования ее ресурсов | Информационная и консультационная поддержка менеджмента в процессе планирования, организации, управления и контроля использования ресурсов |
Миссия контроллинга заключается: в информационной, а также консультационной поддержке менеджеров для того, чтобы они могли качественно исполнять свою работу. То есть контроллинг – это один из инструментов управления бизнесом.
Большинство авторов дают следующее определение контроллингу. Контроллинг – комплексная система поддержки управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности.
Общая же цель контроллинга – это построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.
Соответственно задачи контроллинга:
Итак, обозначим основные элементы контроллинга:
Контроль занимается фиксированием и оценкой свершившихся фактов в деятельности предприятия, а контроллинг нацелен на перспективу. Следует отметить, что при этом контроллинг выполняет определенные контрольные функции:
Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Следовательно, и контроллинг должен управлять достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Поэтому контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный.
Разграничение стратегического и оперативного контроллинга.
Стратегический контроллинг - его цель обеспечение выживаемости предприятия и «отслеживание» движения предприятия к намеченной стратегической цели развития.
Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов.
Оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочные цели и контролирует такие основные экономические показатели компании, как рентабельность, ликвидность, производительность и прибыль. Он охватывает все функциональные области деятельности предприятия:
Стратегический и оперативный контроллинг обеспечивает целостный взгляд на действительность организации, комплексный подход к выявлению проблем.
Каждый из этих видов контроллинга имеет свои цели, а также методы, средства и инструменты для их достижения.
Инструменты контроллинга.
Разберем некоторые инструменты контроллинга.
SWOT метод в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).
Матрица SWOT-анализа.
Такой инструмент подходит для изучения различных сторон деятельности компании (производство, сбыт, персонал, положение компании на рынке и так далее). В SWOT-анализе исключительно важна максимальная степень детализации каждого из квадрантов.
После проведения SWOT-анализа вы будете более четко представлять себе преимущества и недостатки своего предприятия, а также ситуацию на рынке. Это позволит вам выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
GАР-анализ (анализ стратегических «люков») относится к классическим инструментам долгосрочного планирования. Сущность метода состоит в установлении отклонении желательного развития ситуации от ожидаемого. Метод предполагает количественное сопоставление значений желаемых и ожидаемых целевых величин, в качестве которых могут выступать рентабельность, прибыль, оборот и так далее. При этом полагают, что выбранная политика предприятия остается неизменной. Если при графическом изображении динамики целевой величины желаемое развитие (целевая кривая) отклоняется от ожидаемого развития, то возникает так называемый стратегический «люк». Предполагается, что если такой «люк» не будет вовремя закрыт, то предприятие не может гарантировать свое существование в долгосрочной перспективе. В случае выявления «люков» служба контроллинга начинают поиск стратегий относительно продуктов и рынков, позволяющих в долгосрочной перспективе «закрыть» возникшие «люки». Но такой инструмент трудно использовать когда ситуация на рынке очень нестабильна.
ABC-анализ - метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия. В его основе лежит принцип Парето - 20 % всех товаров дают 80 % оборота. По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надежный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему. Цель АВС анализа – простое, удобное и наглядное ранжирование любых ресурсов с точки зрения их вклада в прибыль или продажи. Благодаря такому ранжированию можно правильно расставить приоритеты деятельности, сфокусировать использование ограниченных ресурсов кампании (трудовые, временные, инвестиции и так далее), выявить излишнее использование ресурсов и предпринять своевременные корректирующие меры.
Метод строится по принципу классификации анализируемых ресурсов на 3 группы А, В и С: А - группа: обеспечивает 80% продаж/прибыли/другое, обычно составляет 15-20% от всех ресурсов; В – группа: обеспечивает 15% продаж/прибыли/другое, обычно составляет 35-20% от всех ресурсов; С - группа: обеспечивает 5% продаж/прибыли/другое, обычно составляет 50-60% от всех ресурсов.
Границы групп 80%-15%-5% могут изменяться и могут устанавливаться индивидуально в конкретном исследовании.
Графическая схема метода АВС-анализа.
Максимальный эффект достигается при решении задач, относящихся к группе А. И АВС-анализ помогает найти эти задачи, тем самым поднимая эффективность действий компании в конкретном направлении.
Анализ величины в точке безубыточности. В этом методе наглядно представляются взаимосвязи между выручкой от продаж, затратами и прибылью. Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытка. Ее можно выразить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятии. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
График нахождения точки безубыточности.
Таким образом, безубыточный объем продаж, и зона безубыточности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий.
Бюджетирование - это процесс планирования и контроля финансово-экономического состояния предприятия. Основным элементом при этом является бюджет - план деятельности предприятия, который напрямую связан с его целями. Бюджетирование является одним из базовых инструментов в системе контроллинга на предприятии.
С помощью бюджетов руководитель имеет возможность контролировать уровни затрат конкретных видов ресурсов, регулировать объем расходов в пределах, соответствующих общему притоку денежных средств, определять когда и на какую сумму должно быть обеспечено финансирование и изыскивать возможности экономии каких-либо видов затрат или расходов в будущем. Поэтому в бюджетных форматах должны находить свое отражение не все возможные, а наиболее важные виды затрат, доля которых в объеме продаж составляет не менее 0,5%. Все остальные (менее значительные и соответственно имеющие меньший вес) затраты и расходы могут быть сгруппированы в статье «Прочие расходы».
Итак, основное назначение контроллинга заключается в ориентации системы управления предприятием на достижение поставленных целей. Контроллинг при этом является сложной конструкцией, объединяющей в себе различные элементы функций управления и использующей их в решении задач оперативного и стратегического характера.
Источники: