Статья написана по заказу "Агентство 77 регион" © | 2013 |

Аналитика



Для управления компанией нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана продаж/производства/закупок, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление и понимание информации достигаются с помощью анализа (большинство авторов отождествляют понятия анализ и аналитика). Анализ – это метод исследований явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы, в результате чего рассуждения приобретают доказательный характер. А в целом анализ – это, прежде всего, «увеличение информации», улучшение понимания причинно-следственных связей в рассматриваемом процессе или событии.

Содержание анализа предприятия (экономический анализ) - это всестороннее и детальное изучение на основе всех имеющихся источников информации различных аспектов функционирования, которое служит основой для разработки и внедрения оптимальных управленческих решений.

В процессе анализа деятельности предприятия используются следующие принципы:

Экономический анализ может быть разделен на различные виды в соответствии с определенными признаками.

В зависимости от функций, выделяют следующие виды анализа: социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный и другие.

В зависимости от содержания анализа выделяют финансовый анализ и управленческий анализ. Финансовый анализ, в свою очередь может быть разделен на внешний и внутренний. Первый проводится налоговыми органами, банками, статистическими органами, вышестоящими организациями, поставщиками, покупателями, инвесторами, акционерами, аудиторскими фирмами и другие. Основной задачей внешнего финансового анализа является оценка финансового состояния организации, ее платежеспособности и ликвидности. Внутренний финансовый анализ решает гораздо больший спектр задач по сравнению с внешним. Внутренний анализ изучает эффективность использования собственного и заемного капитала, исследует показатели прибыли, рентабельности, выявляет резервы роста последних и укрепления финансового состояния организации, анализ продаж. Управленческий анализ, в отличие от финансового, носит только внутренний характер. Его проводят службы и отделы данной организации. Он изучает вопросы, связанные с организационно-техническим уровнем и другими условиями производства, с использованием отдельных видов производственных ресурсов (трудовых ресурсов, основных фондов, материалов), анализирует объем выпуска продукции, ее себестоимость и так далее.

В зависимости от сроков анализ может быть оперативным (в краткосрочной системе управления – месяц, квартал), тактическим (в среднесрочной системе управления – полугодие, год) и стратегическим (в долгосрочной системе управления – два года и более).

В процессе экономического анализа применяется ряд способов и приемов.

Способы и приемы экономического анализа можно условно разделить на две группы: традиционные и математические. К первой относятся такие способы и приемы, которые находили применение почти с момента возникновения экономического анализа как обособленной отрасли специальных знаний.

В число основных традиционных способов и приемов экономического анализа можно включить использование абсолютных, относительных и средних величин; применение сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода, метода экспертных оценок и так далее.

К математическим приемам анализа можно отнести дифференциальное и интегральное исчисления, теорию рядов (функциональных, степенных и Фурье) и многомерных интегралов, векторный анализ и другое.

Многие математические способы и приемы вошли в круг аналитических разработок значительно позже, когда был налажен выпуск быстродействующих ЭВМ. Кроме того, появление ЭВМ позволило создавать аналитические программные продукты.

Аналитические программы значительно упрощают решение следующих задач:

Разберем подробней цели и инструменты финансового анализа. Каждый пользователь изучает финансовую информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам - целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам - выгодность помещения в предприятие своих капиталов и так далее. Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, аналитический просмотр которых должен восстановить все аспекты хозяйственной деятельности.

Практика финансового анализа выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Можно выделить среди них шесть основных методов:

Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов.

С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Сравнительный (пространственный) анализ — это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ — это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), то есть раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Показатели, характеризующие финансовое состояние можно условно разделить на группы, отражающие различные стороны финансового состояния предприятия. К ним относятся коэффициенты ликвидности; показатели структуры капитала (коэффициенты устойчивости); коэффициенты рентабельности; коэффициенты деловой активности.

Степень платежеспособности предприятия обычно оценивается при помощи финансовых коэффициентов ликвидности:

1. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывают как отношение денежных средств и быстрореализуемых краткосрочных ценных бумаг к текущей – краткосрочной задолженности:

Иллюстрация

В мировой практике достаточным считается значение коэффициента абсолютной ликвидности, равное 0,2 - 0,3, то есть предприятие может немедленно погасить 20 - 30 % текущих обязательств.

2. Коэффициент ликвидности определяют как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к текущим обязательствам:

Иллюстрация

По оценкам, принятым в международной практике, значение коэффициента должно быть 0,8 - 1.

3. Общий коэффициент покрытия, который часто называют просто коэффициентом покрытия, дает общую оценку платежеспособности предприятия. Коэффициент покрытия представляет интерес для покупателей и держателей акций и облигаций предприятия. Его вычисляют по формуле

Иллюстрация

Нормальное значение этого коэффициента составляет 2,0-2,5.

Финансовую устойчивость и автономность отражает структура баланса (соотношение между отдельными разделами актива и пассива), которая характеризуется коэффициентом инвестирования.

Коэффициент инвестирования - соотношение заемных и собственных средств – является еще одной формой представления коэффициента финансовой независимости:

Иллюстрация

Рекомендуемые значения: 0,25 – 1.

Коэффициенты рентабельности. Кроме уже рассмотренных коэффициентов рентабельности, при анализе финансового состояния рассчитывают и другие модификации, характеризующие различные стороны деятельности предприятия.

1. Коэффициент рентабельности продаж. Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия:

Иллюстрация

2. Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия.

Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании:

Иллюстрация

3. Коэффициент рентабельности оборотных активов. Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства:

Иллюстрация

4. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства:

Иллюстрация

5. Коэффициент рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности:

Иллюстрация

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Среди этих коэффициентов рассматриваются такие показатели как фондоотдача, когда речь идет о внеоборотных активах, оборачиваемость оборотных средств, а также оборачиваемость всего капитала.

Если показатели не соответствуют определенной норме, то разбираются элементы коэффициентов с целью выявление проблемных зон (это может быть и небольшая полученная прибыль, и увеличенные кредиторские обязательства и другое – все что в итоге влияет на результативность работы компании отраженной в конкретных показателях).

Как видим, анализ позволяет разобраться в текущей ситуации, найти проблемные зоны.

На основе результатов анализа разрабатывается и обновляется управленческое решение, то есть анализ предусматривает решения и действия (точнее показывает направления, в которых необходимо работать), обосновывает их и является основой научного управления компанией, обеспечивая его объективность и эффективность.



Источники:

  1. Конотопов П.Ю. Аналитика. Методология, технологические и организационные аспекты информационно-аналитической работы. – М.: Коллегия аналитиков, 2005 г. – 545 с
  2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2007.
  3. http://blog.business-analyst.info/2010/03/24/analysis-analitica-analyst
  4. http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/ekonomicheskiy-analiz.html