PMI — экономический показатель состояния экономики, основанный на опросах сотрудников по закупкам компаний частного сектора.
Здесь стоит оговориться, в опросе могут принимать участие не только компании частного сектора, а в принципе любые компании, работающие на конкурентном рынке, т.е. там, где имеется конкуренция, как со стороны поставщиков, так и со стороны потребителей.
Перечень вопросов чаще всего определяется спецификой отрасли, либо исследуемым объектом (экономика страны, отдельная отрасль, отдельный сегмент рынка и т.п.).
Общая формула для расчёта PMI выглядит следующим образом:
PMI = (P1*1) + (P2*0.5) + (P3*0)
где
P1 — процент респондентов, сообщивших об улучшении ситуации;
P2 — процент респондентов, сообщивших об отсутствии изменений;
P3 — процент респондентов, сообщивших об ухудшении.
Таким образом, если 100% респондентов сообщили об улучшении ситуации, то значение индекса будет равно 100. Если 100% респондентов сообщили об ухудшении ситуации, то значение индекса будет равно нулю. Если 100% респондентов не отметили изменений, то значение индекса будет 50.
Значение индекса выше 50 означает, что большинство респондентов отмечают улучшение экономической ситуации, значение ниже 50 свидетельствует об ухудшении ситуации. Чем сильнее значение индекса отстоит от 50, тем выше скорость изменения экономических условий (в лучшую или в худшую сторону).
Для отдельных компаний, работающих на локальных рынках, целесообразно использовать, помимо показателей PMI рассчитываемых для отдельных стран и отраслей, свой локальный индекс PMI, который будет отражать перспективу развития ситуации в пределах существующей клиентской базы, в том числе с учетом потенциальных клиентов.
Это позволит подготовить бизнес к грядущим в ближайшей перспективе изменениям. Например, при индексе ниже 50% необходимо планировать снижение выпуска готовой продукции и закупки сырья. При индексе свыше 50% - готовиться к увеличению спроса, и проводить соответствующие мероприятия, например, увеличивать отпускные цены, для сдерживания спроса и получения большего дохода.
Расчет локального индекса необходимо производить с заданной периодичностью, не менее одного за сезон (при наличии сезонности), либо не менее одного раза в квартал.
Опрос лучше поручить сторонней компании (агентству), которая будет собирать информацию для расчета локального PMI. Привлечение стороннего оператора позволит избежать некоторых проблем и может повысить качество ответов респондентов. Проблемы, которые могут возникнуть при опросе, большей частью связаны с желанием респондентов через корректировку своих ответов повлиять на развитие ситуации на рынке. Использование услуг сторонней организации для опроса, создает некоторую неопределенность для респондента, и тем самым приближает качество ответов к существующей у респондента личной уверенности - персональному мнению.
Также, чтобы сгладить уровень некомпетентных и случайных ответов, необходимо проводить периодическую (через 2-3 опроса) замену части респондентов (до 20% от общего списка). Заменять надо в первую очередь тех респондентов, предыдущие ответы которых максимально не соответствовали общему тренду, подтвержденному развитием событий. Целесообразно включать в перечень пересекающиеся и дублирующие вопросы – проверяющие адекватность ответов респондентов.
Расчет PMI, иногда называемый показателем делового оптимизма, ставит целью исследование влияния экономики на формирование ценового пространства и предоставляет качественную информацию о тенденциях в бизнесе, фактически - это индекс оптимизма для высшего и среднего управленческого звена экономики. Этот индекс используется для оценки изменений в области новых производственных заказов, объема промышленного производства, занятости, а также товарных запасов и скорости работы поставщиков.
Индикатор измеряется в % в пределах от 0 до 100%, причем в зависимости от значений составляющих:
PMI = 0.30*(New Orders) + 0.25*(Production) + 0.20*(Employment) + 0.15*(Supplier Deliveries) + 0.10*(Inventories)
Формальные ответы на вопросы участников обследования ограничиваются оценками "выше"(больше), "ниже"(меньше) или "не изменилось" по сравнению с предшествующим месяцем, респондент также может добавить собственные комментарии. Каждый компонент отчета компилируется в диффузный индекс (diffusion index), который вычисляется как сумма простых процентных изменений значений "выше" и "ниже" плюс половина процента ответов "то же" или "никаких изменений". Диффузный индекс может колебаться между 0 и 100% с различной характеристикой диапазонов: значение 50% означает отсутствие какого-либо изменения; выше 50% - улучшение; и ниже 50% означает снижение.
В вопросник включаются следующие позиции:
Отчет публикуется в 10-00 утра по Вашингтонскому времени, обычно в 1-й деловой день месяца, следующего за отчетным, Национальной ассоциацией менеджеров по материально-техническому обеспечению (National Assosiation of Purchasing Managers). По названию ассоциации этот индекс также называют NAPM index.
По динамике NAPM index обычно прогнозируют изменения в промышленном производстве, заказах, промышленных ценах, занятости, и, главное, динамика ВВП на полгода вперед - при значении NAPM index выше 50% темп роста ВВП будет увеличиваться, если значение NAPM index ниже 50%, то темпы роста ВВП будут падать и при понижении NAPM index до 44% и ниже следует ожидать отрицательного роста ВВП.
Показатель очень важен для анализа экономики и финансовых рынков. Анализ данных проводится по следующим 5 уровням:
Анализ PMI как индикатора прогнозирования состояния делового цикла.
Есть различные критические пороговые уровни PMI, которые имеют большое значение для экономики:
PMI является достаточно надежным индикатором для прогнозирования поворотных точек делового цикла. Последние 40 лет максимальные значения PMI стабильно предвещают достижение пика делового цикла в среднем за семь месяцев, минимальные значения PMI достигаются за три месяца до наступления минимума в деловом цикле.
50%-й порог - точка, в которой равные доли респондентов обследования говорят о том, что деловые условия лучше или хуже. Точка 50% значима для финансовых рынков как психологический уровень, а также как сигнал потенциального ослабления экономики. В среднем спад PMI ниже 50% происходит за два месяца до спадов в деловом цикле. Когда PMI падает ниже 44% - это означает наступление спада в экономике и отрицательные темпы роста ВВП. В течение фазы спада PMI обычно падает до среднего уровня 34.8%. Если PMI не опускается при падении ниже 44%, то обычно это означает скорое восстановление экономики.