"Агентство 77 регион" ©
Бизнес инструмент
Бизнес-модель
Бизнес-модель - краткое описание способа создания и предоставления клиенту ценности в конкретном бизнесе.
Удачно подобранная бизнес-модель может существенно облегчить работу компании на рынке, и наоборот, неудачная бизнес-модель не даст возможности получить необходимый уровень дохода
и приведет к убыткам.
Преимущество использования этого инструмента в том, что оперировать понятиями бизнес-моделей проще. Не вдаваясь в технологию бизнеса и внутреннее его устройство можно сформулировать подходы, которые необходимо реализовать для создания ценности.
Можно провести сравнительный анализ нескольких бизнес-моделей. Испытать возможности моделей на узкой группе из целевой аудитории клиентов. При разработке увидеть узкие и проблемные места в бизнес-модели, произвести доработки и требуемые корректировки до начала бизнес-деятельности.
Основной целью создания бизнес-модели является нахождение пути развития компании. Она помогает выявить преимущества и конкурентные отличия предприятия и оценить новые бизнес-процессы. Также бизнес-модель позволяет определить необходимость внесения изменений в уже привычные способы существования компании с целью максимизации прибыли.
Самая популярная матрица описания бизнес-модели - шаблон/модель Остервальдера, состоит из 9 основных компонентов: это сегменты потребителей, отношения с покупателями, каналы распространения, торговое (ценностное) предложение, ресурсы, основная деятельность, ключевые партнеры, структура расходов и потоки доходов.
Универсальный шаблон бизнес-модели
Подходит для описания проектов в любой сфере деятельности. В модели выделяется 9 блоков:
- Потребительские сегменты. Необходимо проанализировать рынок и выделить подходящие сегменты, на которых и сосредоточить свое внимание, чтобы не распылять ресурсы.
- Ценностные предложения. Следует понять, что важно для покупателя, каковы его главные потребности и на этой основе сформулировать предложение, которое бы отвечало потребностям и ценностям потребителя. Он должен получить то, что поможет ему решить какие-то проблемы и удовлетворить потребности.
- Каналы сбыта. Исходя из образа жизни потребителя и его медиапредпочтений следует избрать каналы распространения информации о товаре и способы его продажи.
- Взаимоотношения с клиентом. Следует продумать способы привлечения и удержания покупателей, а также методы их побуждения к совершению покупки.
- Ключевые ресурсы. Для любой компании необходимы материальные, человеческие и нематериальные ресурсы, предприниматель должен хорошо понимать, что ему понадобится и где это можно получить.
- Ключевые виды деятельности. Один из самых важных блоков, в нем необходимо прописать производственные процессы и менеджмент, свойственный именно этому проекту.
- Ключевые партнеры. Кто может помочь в достижении целей: поставщики, производители основных и сопутствующих элементов, важно понимать, как привлечь их в свой проект.
- Структура издержек и потоки поступления доходов – это блоки, за которые отвечает финансовая модель бизнеса. Необходимо хорошо представлять себе, каковы расходы на производство продукта и его доставку и где есть точки для потенциального увеличения прибыли.
Помимо описанной выше Универсальной модели Остервальдера для описания бизнес-моделей используются и другие шаблоны:
- Модель Бланка-Дорфа - для разработки проекта необходимо преодолеть 4 этапа: выявление, верификация, привлечение и рождение компании. На последнем этапе происходит «перерождение» проекта в полноценную фирму.
- Модель Э. Маурья - модификация шаблона Остервальдера. Самым главным в бизнесе, по мнению Э. Маурья, является нахождение преимущества, которое не смогут скопировать нечестные конкуренты. Это могут быть технологии, способы взаимодействия с покупателем, особенности дистрибьюции. Именно в наличии такого преимущества кроется главный секрет бизнеса.
- Модель Джонсона - включает три компонента: ценностное предложение, формула извлечения прибыли и ключевые ресурсы плюс ключевые процессы. Все составляющие взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга.
В самом общем виде можно сказать, что бизнес-модель – это аналитический инструмент, который в схематизированном, визуальном виде дает описание всех процессов в компании и помогает найти решения для получения прибыли.
Список бизнес-моделей, который постоянно пополняется по мере развития бизнес-технологий и способов потребления:
- Агент (посредник) - выполнение посреднических функций (поиск контрагентов, проведение рекламных компаний, получение платежей, хранение и доставка товара, и т.д.) на платной основе, по заказу продавца или покупателя.
- Биржа - модель, которая позволяет посредникам согласовывать и закреплять цену на торгуемый товар.
- Metered Usage (англ. мера использования) - в основе модели лежит концепция получения оплаты от потребителя только за использованный им объем ресурсов.
- Сommunity (англ. сообщество) - модель основана на объединении пользователей по интересам и предложением им различных дополнительных платных сервисов и ресурсов.
- MLM (от англ. Multi-Level Marketing - многоуровневый/сетевой маркетинг) - данная концепция подразумевает создание многоуровневой организации, в которой для продвижения товаров (услуг) непосредственно от производителя к конечному потребителю используется прямой контакт через сеть торговых агентов (партнеров, консультантов, дилеров).
- Дропшиппинг (от англ. Dropshipping — прямая поставка, досл. — отправка) - суть бизнес-модели заключается в продаже товаров поставщика посредником от своего имени с последующей прямой поставкой покупателю от поставщика.
- Marketplace - торговая площадка, место предложения для обмена товаров, валют, идей, информации и т.д.
- Sharing (англ. разделяющий, поделившийся) - совместное использование несколькими потребителями приобретенного или взятого в аренду имущества, примером может быть использование лифта в многоквартирных домах, систем доступа в подъезды и т.п.
- Rent (англ. аренда) - передача имущества во временное владение за плату.
- Recycling (англ. переработка) - повторное использование или возвращение в оборот отходов производства или мусора.
- Upcycling (апсайклинг) - творческая переработка вещей утративших свои полезные функции с целью изготовления товара нового назначения и потребительских свойств.
- Сonstant thing (англ. постоянная/стабильная вещь) - "вечная вещь", примером применения такой бизнес-модели может служить рекламная компания одной из крупных транснациональных корпораций, в которой говорится о стабильном качестве продукта компании в любой точке мира, вне зависимости от места приобретения. Также в идеологию этой бизнес-модели удачно укладывается производство изделий/услуг с очень длительным-"вечным" сроком службы, имеющих "пожизненную гарантию".
- JIT (Just In Time - англ. "точно в срок") - бизнес-модель построенная на этой философии стремится к созданию системы, которая хорошо функционирует с минимальным уровнем материальных запасов, минимальным пространством и минимальным делопроизводством. Это должна быть система, которая не поддается сбоям и нарушениям и является гибкой (в том что касается изменений ассортимента изделий и объема производства). Конечная цель состоит в том, чтобы получить сбалансированную систему с плавным и быстрым потоком материалов через систему.
- Франчайзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия») - использование уже разработанной и опробованной бизнес-модели на платной основе.
- DIY (Do It Yourself — англ. «сделай это сам») - вид деятельности, включающей в себя самостоятельное изготовление, ремонт, усовершенствование техники, мебели, одежды, оборудования и других предметов широкого потребления.
- Ключевое положение - эта модель построена на наличии определенных ключевых компетенций, которые являются ключем к рынку (целевой аудитории), потребитель не может эти компетенции обойти. Например, магазин находящийся на значительном отдалении от других торговых точек, обладает ключевым положением на локальной территории. Также примером могут быть лицензированные компании, ключевым положением для которых является наличие лицензии на определенную деятельность.
- Подписка - клиент в такой модели оплачивает подписку(лицензию) на определенный срок за право использования ресурса предоставляемого бизнесом.
- Уникальное предложение - модель основана на наличии в конкретном бизнесе уникальных компетенций (НОУ-ХАУ), которые востребованы потребителем и не могут быть получены где-то еще.
Бизнес инструмент